Экспедиция «Огненное небо Зубцова»: установлена судьба экипажа пикирующего бомбардировщика Пе-2

09.11.2024 г. | 392 | Тверская область

Уже несколько лет на территории Зубцовского муниципального округа работает общественный проект «Огненное небо Зубцова», объединивший команду поисковиков – энтузиастов авиапоиска.

Его участники не только занимаются поиском и подъемом того, что некогда было грозными крылатыми боевыми машинами, и останков их экипажей, а также совместно с коллегами устанавливают памятные знаки на местах гибели летчиков. Ими собран и тщательно проанализирован обширный массив сведений о потерях советской авиации в воздушных боях 1941 – 1943 годов в небе над бывшими Зубцовским и Погорельским районами Калининской области, создана база данных таких потерь. О работе поисковиков, касающейся не только авиации, о боях на нашей земле в годы Великой Отечественной участники проекта рассказывают в интересных статьях на одноименной странице в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/ognennoenebozubtsova

Совсем недавно команде «Огненного неба Зубцова» удалось обнаружить на заброшенном поле, всего в пяти километрах к югу от Зубцова, место падения фронтового бомбардировщика Пе-2. О том, что где-то там упал советский боевой самолет, было известно давно, но только благодаря помощи неравнодушных жителей и работе с аэрофотоснимками, удалось точно определить это место.

Вскрыв запаханную много десятилетий назад воронку, поисковики обнаружили массу обгорелых обломков дюраля, среди которых попались несколько мелких фрагментов костных останков. Приборы показали наличие в глубине большого скопления металла.

Завершив зачистку «кратера» воронки, поисковики московских отрядов «Катюша», «Витязь», «Единорог», отрядов «Звезда» из Погорелого Городища и «Глухари» из Архангельска продолжили раскопки при помощи экскаватора.

На глубине больше трех метров его ковш наткнулся на сплошной толстый слой изуродованной и смятой «в гармошку» обшивки в заводской окраске. На ее поверхности, тут и там, сохранилась трава, налипшая 82 года назад. Затем из земли появились стойки и колеса шасси с покрышками Ярославского шинного завода, лопасти воздушных винтов со ступицами.

12-цилиндровые V-образные моторы М-105 находились в вертикальном положении на глубине больше 5,5 метров. Плотная глина, перемешанная с крупными камнями, долго не хотела отпускать их из своих цепких объятий.

Оказалось, что оба мотора не раз ремонтировались, на их деталях были выбиты девять различных номеров! Тем не менее, поисковикам удалось отыскать среди них нужные - неоднократно продублированные номера - 22-424 и 21-05.

По архивным данным эти моторы были установлены на Пе-2 с заводским номером 16/83, принадлежавшем 793 ближнебомбардировочному авиаполку 211 ближнебомбардировочной авиадивизии 3-й Воздушной Армии Калининского фронта.

Вечером 19 августа 1942 года с полевого аэродрома Выдропужск, что на территории нынешнего Спировского района, поднялась «девятка» Пе-2. Три самолета 793 ббап имели задачу – нанести удар по штабу противника в деревне Кротково, а шесть Пе-2 другого, 128 полка – по железнодорожному узлу во Ржеве. Их прикрывали всего три истребителя Як-1 163 истребительного авиаполка.

В районе Ржева группа была атакована Мессершмиттами, связавшими боем истребители прикрытия.

Три Пе-2 793 ббап со снижением, набирая скорость, пошли к цели, и в 2 км западнее нее были атакованы девятью вражескими истребителями, но смогли нанести удар по штабу противника.

Ведущий бомбардировщик был сбит, получившие ранения летчик и стрелок-радист спаслись на парашютах, а штурман эскадрильи майор Коровин погиб вместе с самолетом. Лишь в 2014 году его останки были подняты поисковым отрядом «Партизан» и торжественно перезахоронены на Аллее летчиков в Погорелом Городище.

Атакованный истребителями Пе-2 № 16/83 с экипажем в составе - командир звена младший лейтенант Дмитрий Евдокимович Авдохин, стрелок-бомбардир звена младший лейтенант Василий Тимофеевич Бибик и стрелок-радист сержант Иван Демидович Дейнега, с боевого задания не вернулся.

Спустя два дня, в полк возвратился стрелок-радист, который доложил, что самолет был зажжен истребителями, и по команде летчика он выпрыгнул с парашютом, о судьбе остальных членов экипажа ему неизвестно.

Младшие лейтенанты Авдохин и Бибик так и оставались пропавшими без вести до того момента, когда поисковики «Огненного неба Зубцова» сумели поднять их самолет и определить его принадлежность. Сегодня они вместе с коллегами продолжают поиск родственников павших героев – уроженцев Рязанской области и Донбасса.

Почти восемьдесят два года назад Великая Отечественная война навсегда ушла с Зубцовской земли. За эти годы найдены и перезахоронены с почестями многие погибшие летчики, но в базе данных поисковиков – еще сотни их боевых товарищей, чьи судьбы по сей день остаются неизвестными.

Что бы вернуть их имена, порой достаточно всего лишь воспоминаний старожилов об упавших самолетах, сведений о найденных обломках алюминия, необычных воронках…

Если, вдруг Вы располагаете такой информацией - пишите в группу ВКонтакте «Огненное небо Зубцова», поисковики всегда готовы проверить ее и будут благодарны за помощь.

Текст: Игорь Орлов

Узнать больше о проекте: https://vk.com/ognennoenebozubtsova