Судьба красноармейца Николая Холуднева установлена поисковиками отряда «Пионер» по ордену Красной Звезды

16.07.2024 г. | 1831 | Тверская область

- Миш, мы все, спеклись на солнце, да и домой пора уже!
- А лопата с вами? – спрашиваю.
- Конечно!
- Может, глянем? Буквально, пять сек, тут неглубоко.

Парни с радостью соглашаются проверить, и Ваня начинает закапываться в месте, где я ему очертил квадрат. На третьем штыке - характерный стук. Лезвие лопаты уперлось в крепкую косточку. Расчищаю рукой - так и есть, берцовая! Парни разводят руками, улыбаются и поздравляют. Два задела есть и теперь, действительно, пора начинать эксгумацию. Решаем, что Серега становится на первый раскоп, а я - на вновь найденный.

- Серень, если что, зови! Сам помнишь про фото и видео – напоминаю товарищу.
- Знаю, знаю, конечно, – отмахивается Сергей Викторович и прыгает в раскоп.

Прощупываю периметр, определяю границы, чтобы взять чуть шире. В дерне мне сразу попадается плечевая кость, верный признак того, что это неглубокая воронка, ставшая могилой, и плуг трактора когда-то давно зацепил-таки солдата. Начинаю постепенно углубляться, не забывая резать дерн на небольшие кусочки, дабы не пропустить распаханные останки. То и дело под нож попадаются осколки, которых здесь оказалось множество. Воронка по конусу примерно сантиметров восемьдесят, но по форме  и настрелу становится ясно, что из нее была сделана стрелковая ячейка. Сергей уже закончил свой подъем и ходит рядом.

У его бойца в кошельке оказалась справка, похожая на медицинскую, которую мы незамедлительно упаковали для передачи эксперту. Между тем у меня уже начинались останки третьего бойца. Железом, в которое попал изначально щуп, оказались две гранаты РГД-33. Рядом россыпь патронов, скорее всего, в шинельном кармане. А вот это уже интереснее. Достаю одинокую ржавую гильзу с прилипшим куском материи. Такие всегда надо проверять аккуратно, ломать пополам нельзя. Ножом немного отламываю край дульца. Так и есть, внутри видна бумага.

На душе сразу повеселело, ведь появился шанс узнать имя героя. Быстро пакую в зип-пакет, который всегда ношу в кармане для таких случаев. Как-то сразу отлегло, и напряжение ожидания стало спадать. Все-таки один шанс уже появился.

Я дошел до края воронки и аккуратно зачищал ножиком грудину, стараясь максимально сохранить ребра. При таком сохране при малейшем нажатии на грунт, они просто рассыпались в крошку, поэтому надо поддевать землю снизу и немножко ее рыхлить, тогда они более-менее сохраняются. Всегда веду работу по подъему бойца с мыслью, что он рядом и наблюдает, насколько я ответственно и аккуратно все делаю. Кому-то это покажется смешным, но я, как говорится, художник и так вижу. Чик, и из поддетого кусочка земли выпадает белая звездочка. Первая мысль - окопное творчество. Видимо боец вырезал из жести или алюминия, чтобы прицепить на портмоне. Кричу:

- Серега! Подойди, глянь пожалуйста!
Только хотел ему сказать, что тут звезда из жести, но перевернув ее, увидел закрутку, ощутил вес и произнес:
- Кажется, я орден нашел…

Я не мог в это поверить. Это мечта, неожиданно свалившаяся на голову!
1942 год.

Николай Петрович Холуднев. Родился в 1923 году. В 1941-ом окончил среднюю школу в селе Вязовка Пензенского района и поступил в ремесленное училище. Проучился только год. В начале 1942-го, вместе со своим другом Сергеем Филиным, был призван на военную службу и отправлен на Западный фронт. Николай попал во взвод пешей разведки 398-го СП, 118-ой СД. С фронта Николай прислал  два письма. В последнем он сообщал, что Сергей Филин погиб в бою. Больше писем не было.

Наступила зловещая тишина. Сердце матери разрывалось от тоски, словно чувствовало беду. Почтальон принес телеграмму, в которой сообщалось, что Николай ранен и находится в госпитале. Это была последняя весточка о нем. Позже его матери сообщили, что ее сын пропал без вести.

Выписка из Наградного листа Холуднева Николая Петровича к приказу по 31-й армии № 01112/н от 23 ноября 1942 года:

Представляется к ордену Красной Звезды. 

За проявленное мужество и отвагу при выполнении боевой задачи по захвату контрольного пленного. Вместе с группой товарищей ворвался в траншею противника. Содействовал доставке пленного в наше расположение.

Николаю было 19 лет…

На основании найденной записки в гильзе была установлена судьба красноармейца Ивана Волкова: https://vk.com/wall-147959364_5709

Подкладка по закрутку ордена была сделана из обложки блокнота агитатора.