На современной морской карте появились две братские могилы

09.07.2021 г. | 9691

Первыми результатами начального этапа Международной экспедиции «180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте», проходящей в июле в Эстонии, стала идентификация двух судов, погибших утром 29 августа 1941 года в районе мыса Юминда во время эвакуации сил Балтийского флота и защитников города из Таллина.

Эта операция вошла в историю как Таллиннский прорыв. На основании сравнения подводных съемок и видимых на исторических фотографиях конструктивных особенностей судов, а также на основе анализа архивной документации, можно утверждать, что международная команда смогла точно идентифицировать транспорта ВТ-584 «Найссаар» и ВТ-501 «Балхаш».

По данным самого крупного исследователя истории Таллинского прорыва, контр-адмирала Радия Анатольевича Зубкова, транспорт «Балхаш» принял на борт до 3900 человек, это весь гарнизон города Палдиски, вместе с гарнизонным госпиталем и семьями военнослужащих. Транспорт благополучно прошел почти все минное заграждение «Юминда» и погиб утром 29 августа на восточном краю «Юминды».

По свидетельствам немногих спасшихся, взрыв произошел в районе второго трюма, судно стало стремительно погружаться носом вперед, опрокидываясь при этом на борт. Шансов на спасение практически не было. Погибло около 3800 человек, спасено по архивным данным всего 86. «Балхаш» лежит на глубине 96 метров. Нос судна глубоко зарылся в грунт, а корма возвышается над грунтом более чем на 10 метров. На палубе и в трюмах обнаружено огромное количество останков. По данным исследований Радия Анатольевича Зубкова транспорт «Балхаш» является самым массовым местом гибели людей среди всех участников Таллинского прорыва и самым массовым местом гибели людей в Финском заливе.

Транспорт «Найссаар» должен был принять на борт 1500 человек из состава стрелковых частей, защищавших Таллинн. Сколько было принято на борт людей и какие грузы, доподлинно неизвестно. Дальнейшая судьба транспорта оставалась загадкой 80 лет, породив массу версий и легенд. В книге «Таллинский прорыв краснознамённого Балтийского флота" Р.А. Зубков указал, что «о точном месте и времени гибели Транспорта Найссаар документальных сведений не обнаружено». Обследование лежащего на глубине более 70 метров «Найссаара» прояснило судьбу и тайну гибели транспорта. «Найссаар» подорвался на той же минной линии, что и «Балхаш», на восточном краю «Юминды», утром 29 августа. Взрыв мины оторвал носовую оконечность судна, которое затонуло практически мгновенно, точных архивных данных о количестве спасенных нет. Судя по количеству обнаруженных на дне человеческих останков и элементов вооружения, «Найссаар», скорее всего, до последнего оставался в порту Таллинн принимая на борт отступающие стрелковые части, вероятно, приняв на борт значительно больше предполагаемых 1500 человек. По данным исследований Радия Анатольевича Зубкова транспорт «Найссаар» является третьим по многочисленности местом гибели людей среди всех участников Таллинского прорыва.

Экспедиция «180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте» организована некоммерческим партнерством «Разведовательно-водолазный клуб» на основании соглашения с Департаментом охраны памятников старины Республики Эстония. В экспедиции принимают участие представители Эстонии, России и Латвии. Экспедиция органа при поддержке Фонда президентских грантов и Российского географического общества.

Первый этап экспедиции продлится до 9 июля. Предполагается обследование и идентификация ещё 3 объектов, затонувших в районе Юминданинской минно-артиллерийской позиции.