Последний приют на дне Финского залива. Из истории Таллинского прорыва.

06.07.2021 г. | 7506

Российские «Разведывательно-водолазная команда» и морская инженерная компания «Фертоинг» организовали экспедицию в Финский залив. Проект «180 миль до Ленинграда.

История Таллинского прорыва на современной морской карте» приурочен к 80-летию одной из самых трагичных страниц истории российского и советского флота. С 28 по 30 августа 1941 г. в ходе эвакуации сил армии, Балтийского флота и мирного населения из Таллина было потеряно 62 судна и корабля из 225. Вместе с кораблями погибли и утонули около 15 тыс. человек. Сейчас поисковики нашли некоторые из затонувших тогда судов и уточнили детали трагедии.

Подводные могилы

В текущем году исполняется 80 лет со дней прорыва советского Балтийского флота из Таллина в Кронштадт. Основатель и идейный вдохновитель «Разведывательно-водолазной команды» Константин Богданов говорит по этому поводу: «По своей трагичности прорыв из Таллина сопоставим с другими страницами начала войны, о которых сегодня снимают фильмы и пишут книги. При этом архивной информации по тем событиям много, а вот реальных подводных исследований не проводилось – из-за чего в той истории остается много "белых пятен". Между тем там были примеры массового героизма, самоотверженности советских моряков, которые под непрерывным огнем и бомбовыми ударами противника через минные поля прорвались в Кронштадт».

Участники «Разведывательно-водолазной команды» много лет проводят на Балтике экспедицию «Поклон кораблям Великой Победы», занимаясь розыском и выяснением обстоятельств гибели тех советских подлодок, которые во время войны не вернулись из боевых походов. 

В ходе этих исследований участники экспедиции и раньше находили корабли, потерянные во время Таллинского прорыва. Так, в конце августа 2018-го Богданов сообщил об обнаружении неподалёку от мыса Юминд в Финском заливе корпуса эсминца «Калинин» – 28 августа 1941 года он подорвался на мине. Первоначальное наименование корабля было «Прямислав», и он принадлежал к серии знаменитых «новиков». А в июне того же года поисковики обнаружили и самого родоначальника серии – славный эсминец «Яков Свердлов» («Новик»).

В своем последнем походе «Яков Свердлов» двигался в охранении новейшего крейсера «Киров». 28 августа в 20 часов 36 минут эсминец налетел на мину. Вот как позднее описывал эти события в своем рапорте командир корабля Александр Спиридонов: «Сзади мостика "Якова Свердлова" поднялся огромный столб пламени, пара и дыма. Все стоящие на мостике были сбиты с ног, часть вылетела за борт. Я упал лицом на телеграф, поставив последний на "Стоп", и на мгновение потерял сознание... Придя в себя и оглянувшись на корму, увидел, что последняя оторвалась от носа (взрыв пришелся в районе первого торпедного аппарата). Нос корабля быстро погружался в воду. Корма переворачивалась и также поднималась вверх. Через 3-4 мин. то, что раньше называлось мостиком, пошло к воде; я скомандовал оставшейся на носу команде (10-15 человек) идти в воду, что и было выполнено».

Почти семьдесят семь лет останки знаменитого «Новика» пролежали на дне Финского залива у берегов Эстонии, никем не тревожимые. И вот 17 июня 2018 года поступило сообщение «Разведывательно-водолазной команды»: «В рамках совместного проекта финской поисковой команды SubZone и российской экспедиции "Поклон кораблям Великой Победы" в районе мыса Юминда обнаружено место гибели эскадренного миноносца "Новик". Корабль лежит на глубине 75 метров посередине Финского залива. Корпус разломан на две части в результате подрыва на мине. Носовая часть перевернута вверх килем, а корма с орудиями и надстройкой на ровном киле. На корме четко читается название корабля на момент гибели – "Яков Свердлов" и герб СССР».

Место гибели корабля было заранее определено российским историком Михаилом Ивановым по немецким архивным материалам – именно там его позднее и обнаружили. Автор этих строк побеседовал с одним из участников подводной экспедиции – экономом московского Данилова монастыря игуменом Иннокентием. «Да, корабль действительно разломился на две части, проржавел и покрылся илом – но до сих пор вполне узнаваем, даже после без малого восьмидесяти лет, проведенных на дне», – пояснил игумен Иннокентий.

Трагедия и героизм

И вот новая экспедиция по поиску жертв Таллинского прорыва. Первой находкой, сделанной в начале мая 2021-го, стало госпитальное судно «Калпакс» (до 1940 года латвийский Kalpaks, до 1926 года Leyton, ранее – Marie Louise), погибшее 29 августа 1941 года в 16.45 от ударов немецкой авиации. Впервые корпус судна был обнаружен экспедицией «Поклон кораблям Великой Победы» ещё около двух лет назад, во время поиска подводной лодки М-96, но тогда не обследовался. И вот теперь очередь дошла и до «Калпакса».

Он лежит на глубине 48 метров юго-западнее острова Мощный и команда подводных исследователей провела видеосъёмку мостика, носовой и кормовой части, осмотр трюмов. Специалисты компании «Фертоинг» построили предварительную 3D-модель погибшего судна. На штурвале водолазы обнаружили клеймо, свидетельствующее о постройке судна во Франции, в силу чего и возникло предположение, что это именно «Калпакс». Однако однозначная идентификация стала возможна лишь после находки носового колокола с надписью Marie Louise и указанием года и места постройки: 1914, город Нант.

В трюмах и на палубе поисковики обнаружили многочисленные останки людей, стрелковое оружие, каски. Трагическая история «Калпакса» (он же ВТ № 524) известна довольно хорошо. Перед выходом пароход принял в Таллине на борт 1000 человек. Из них 850 были ранеными бойцами, остальные – в основном женщины и дети. В ходе прорыва «Калпакс» неоднократно останавливался на минных полях и героически спасал людей с погибающих судов. По разным оценкам, к вечеру 29 августа на борту насчитывалось уже до 1500 человек.

Сохранились подробности гибели транспорта: «Когда из всего каравана осталось только три судна, враг все свои силы бросил на них. Пикировка не дала результатов благодаря хладнокровию и великолепной практике командиров по отражению воздушных атак. Тогда самолеты с бреющего полета обстреляли мостик из пулемета. На своем посту смертью храбрых пал 2-й помощник капитана Ноппел, рулевой матрос Кокоришс, два краснофлотца-сигнальщика. Командир был ранен, но продолжал стоять у телеграфа пока не истек кровью и не упал. Старший помощник Шверст взял руль и после ранения капитана остался один на залитом кровью мостике. Продолжалась неравная борьба одного человека с атакующей волной самолетов. Шверст метался от телеграфа к рулю среди трупов и раненых. Безукоризненно работало машинное звено, все приказания до последнего момента выполнялись чётко и бесперебойно. Пули пробивали палубу и обшивку мостика. Борьба продолжалась. Судно то останавливалось, то мчалось вперед, уклоняясь то вправо, то влево».

Как свидетельствуют документы, первая бомба попала в трюм № 2. «Нос стал медленно погружаться, судно теряло скорость. Видя бесцельность дальнейшей борьбы, Шверст дал отбой машине и приказал всем выйти на палубу. Когда все уже были на палубе, бомба попала в машинное отделение. Следующая попала в первый трюм. Судно тонуло. Под руководством Шверста были спущены шлюпки и уцелевший плот. Люди заметались по палубе, началась жестокая борьба за существование. С помощью силы приходилось людей выбрасывать за борт. В кормовых трюмах раненые, трюма закрыты, брезенты заклинены. Шверст ножом резал брезенты, чтобы всплыли лючины и люди могли подняться. Опоздав покинуть судно вовремя, Шверст пошёл на дно вместе с кораблем. После борьбы в глубине с всплывающими лючинами и отдельными предметами он поднялся. "Калпакс" затонул 29 августа 1941 года в 16 час. 46 мин. Враг продолжал обстреливать плавающих людей из пулеметов, бросал в них бомбы. Судов больше не было, немецкие летчики фотографировали эту трагедию с высоты в несколько метров. Проплавав всю ночь до 7–8 часов утра, Шверст был поднят катером в полусознательном состоянии. Всего спаслось 60–70 человек из более чем 1000 человек на борту. Из экипажа транспорта в 29 человек осталось в живых 16, в том числе и раненый капитан Вейнбергс» – гласят драматические строчки.

Следующим поисковики обнаружили другой санитарный транспорт, находящийся поблизости от «Калпакса» – судно английской постройки 1909 года «Алев» (№ 511), прежде принадлежавшее торговому флоту Эстонской Республики. В Таллине оно приняло на борт 670 раненных. Во время прорыва «Алев», как и «Калпакс», не раз останавливался и принимал на борт людей с погибающих судов, в том числе со штабного корабля «Вирония». О том, сколько именно человек находилось на борту «Алева» к вечеру 29 августа, когда он погиб, точно не известно. Судно отправили на дно немецкие бомбардировщики. Выживших не оказалось: в волнах исчезли 18 моряков «Алева», 670 раненых, взятых в Таллине, а также неустановленное число спасённых с других судов.

Водолазы установили, что перед гибелью «Алев» получил прямые попадания авиабомб в носовые трюмы и рубку. Судно переломилось пополам, затонув почти мгновенно, что и объясняет большое количество жертв. Корма лежащего на дне транспорта высоко поднята, в то время как носовая часть переломлена и лежит почти на уровне грунта. На носу найден судовой колокол, но без названия. Идентификация была выполнена благодаря сравнению характерных конструктивных элементов обнаруженного судна с сохранившимися фотографиями «Алева». В трюмах и на палубе обнаружены останки погибших бойцов, элементы амуниции и личного стрелкового оружия. Под бортом, на дне найдены обломки легкового автомобиля, упавшего с палубы.

Отстреливался до последнего

Затем был найден транспорт «Атис Кронвальдс» (№ 563) – латвийский пароход немецкой постройки 1900 года. В Таллине он принял на борт 800 человек (это были в основном гражданские лица), а также имущество и оборудование военного порта. Вечером 29 августа пароход погиб от ударов немецкой авиации. Несколько часов спустя к месту гибели катастрофы подошло небольшое парусно-моторное судно: ему удалось выудить всего около сорока человек, в том числе и раненого капитана судна Эмсина. Поисковики обнаружили в носовой оконечности парохода судовой колокол с надписью Stör Kiel 1909.

Помимо останков погибших пассажиров, в трюмах и на палубе найдены многочисленные тюки и ящики, а на кормовой палубе – судоремонтное оборудование.

Новая находка: транспорт «Ярвамаа» (№ 547) – эстонский пароход английской постройки, сошедший со стапеля еще в 1894 году. В Таллине на его борт взошли около 800 человек: среди них, в частности, были военные моряки из штабов Краснознаменного Балтийского флота и бригады торпедных катеров. Также на борт загрузили флотское имущество и вооружение со складов в Таллине. К концу дня 29 августа на «Ярвамаа» находились и люди, спасённые с «Калпакса». Но и сам «Ярвамаа» оказался поврежден ударами немецкой авиации: от попадания авиабомбы загорелась центральная надстройка, многие пассажиры погибли. Поздно вечером 29 августа подошедшие тральщики сняли с горящего парохода более 500 человек. Выгоревший «Ярвамаа» затонул утром 30 августа, переломившись пополам в районе носовых трюмов.

Корма транспорта ныне возвышается над грунтом, а переломившийся нос погрузился в него до уровня палубы. На носу судна нашли судовой колокол, проржавевший до такой степени, что название на нем уже не читалось. Идентификацию транспорта удалось выполнить путем сравнения характерных конструктивных элементов судна с историческими фотографиями «Ярвамаа», по анализу обнаруженного на борту груза, а также благодаря следам пожара, сохранившимся в районе надстройки. На кормовой палубе водолазы нашли останки людей и элементы амуниции, а в кормовом трюме – военно-морское имущество: буи, параваны, ящики и т. д.

Руководитель экспедиции Константин Богданов подчёркивает: «Сегодня можно сказать, что мы обнаружили четыре братские могилы общей численностью примерно от двух с половиной до трёх тысяч человек». Почти все обнаруженные суда оказались сильно затянуты сетями, что осложняло проведение обследований. «На палубе и в трюмах всех найденных транспортов обнаружены многочисленные остатки амуниции, стрелковое оружие. Так на пароходе "Атис Кронвальдс" на мостике лежал полупустой ящик с винтовочными патронами», – свидетельствуют поисковики. В свою очередь, дайвер Михаил Иванов засвидетельствовал, что на одном из обследованных транспортов он с товарищами увидел останки красноармейца с винтовкой. «Он до последнего пытался отстреливаться хоть из чего-то от немецких самолетов», – сообщил водолаз.

И в заключение. Сотрудники Пятого телеканала нашли ныне живого человека, когда-то спасённого с одного из судов, погибших в ходе прорыва из Таллина. 100-летний ветеран Великой Отечественной Василий Джуржа рассказал, что о творившемся на борту гибнущего корабля он не может забыть до сих пор. «Были минуты, когда можно было попрощаться с жизнью. Но желание победить дало волю и энергию для того, чтобы спастись», – признался старец.