Когда началась война

12.11.2020 г. | 8106

Когда началась война, Ване исполнилось одиннадцать лет. Сначала она была где-то далеко, но быстро дошла и до родной Ваниной деревни - осенью 1941 года наши войска оставили Ржев, а в деревне встали на постой немецкие части. Наступило затишье, но все понимали, что ненадолго. На немцев пока жаловаться не приходилось, детей подкармливали, коров не забирали.

Наступил январь 1942 года, а с ним и наступление наших. Артиллерийская канонада слышалась с каждым днем все отчетливее, однажды снаряд взорвался прямо перед Ваниным домом (хорошо, в сарай не попал). Лютые бои шли за две соседние деревни на речке Кокше. Немцы выгнали местных жителей, на сожжённых домах устроили укрепленные пулеметные точки. Ваня видел, как каждый день наши танки через поле ездили в бой.
В феврале начались бои и за деревню Вани. Страшно было, займут наши деревню, немцы на следующий день их выбивают. И так на протяжении почти трех недель.

После одного из боев в доме Вани остались на ночь несколько красноармейцев. Мать строго-настрого запретила детям вылезать из-за печки. Еще не рассвело, как Ваня проснулся от криков, шума и стрельбы – немцы снова заняли деревню. Начали обыскивать дома… Из-за занавески Ваня краем глаза видел, как немцы выволокли наших солдат из дома на улицу. Раздались выстрелы… Утром немцы приказали местным жителям закопать расстрелянных солдат.

Потом Ваню вместе с другими детьми отправили в специальный детский лагерь у станции Мончалово. Но Ване повезло, его не успели выслать на работы в Германию. После освобождения Ржева в марте 1943 года он вернулся в родную деревню. Взамен сгоревшего дома построили новый из бревен, что были в немецких блиндажах на краю деревни. Жизнь пошла своим чередом…

В сентябре 2020 года судьба свела бойцов отряда «Победа» с Михаилом, сыном Ивана. Михаил рассказал поисковикам историю расстрела советских солдат, показал примерное место. Два раза поисковики приезжали на поляну у сарая, пытались нащупать останки, делали шурфы. Но ничего, кроме послевоенного мусора и слоя колючей проволоки, не нашли. Ничто визуально не выдавало воронку. Тогда решили посмотреть немецкую аэрофотосъемку, и увидели, что у сарая была одна – единственная воронка, диаметром около 3 метров. Было принято решение сделать последний шурф, докопать до дна экскаватором. 31 октября понадобилось 3 часа работы, чтобы убрать полтора метра мусора после чего можно было прощупать дно воронки. И вот, на самом дне, щуп стал отдавать правильным стуком. Да, солдаты здесь! Щуп попал в череп. Подъем занял весь следующий день. Шесть солдат лежали на дне воронки, которая оказалась даже больше, чем казалось по аэрофотосъемке. На них был скинут огромный моток немецкой колючей проволоки, поэтому и невозможно было сделать полноценный шурф вручную. Абсолютно «голые», у одного на груди - монеты и химический карандаш, у другого – солдатский ремень. Было вполне предсказуемо, что медальонов не будет. Молодые, как и рассказывал Иван своему сыну Михаилу. Возможно, раненые – у одного осколком была оторвана кисть руки. И у двоих в черепах были пулевые отверстия (в районе затылка и виска). Все что можно, поисковики для вас сделали, солдаты, теперь вы будете похоронены рядом со своими товарищами.

Текст: Елена Алешина.