«Разведывательно-водолазная команда» провела экспедицию по поиску подводной лодки М-96

16.06.2020 г. | 8900

«С 1 по 11 июня при поддержке Фонда президентских грантов» мы провели первую в этом сезоне экспедицию по поиску подводной лодки М-96, пропавшей без вести в восточной части Финского залива в сентябре 1944 года.

В связи со сложной эпидемиологической обстановкой экспедиция прошла в сокращенном составе и в полностью поисковом формате, когда целью ставилось только обнаружение лодки, а проведение водолазного обследования предполагалась в последующие выходы, - поделился участник экспедиции Алексей Иванов, - все участники экспедиции, приехавшие из Москвы, в обязательном порядке прошли обследование на Covid и получили отрицательные результаты. Но все равно на островах очень настороженно относились к нашему экипажу и выдерживали максимальную социальную дистанцию. И только на острове Большой Тютерс нас радушно встретила семья маячников, показала остров и свое подсобное хозяйство, а Юлия Рыбакова угостила вкуснейшими блинами и козьими сырами домашнего приготовления».

Подводная лодка М-96 в свой последний боевой поход вышла 7 сентября 1944 года с задачей разведки минных заграждений в Нарвском заливе. За летний сезон 2019 года «Разведывательно-водолазной командой» был проверен курс лодки от острова Лавенсари, передовой базы подводных сил КБФ, до окончания минных линий заграждения "Зееигель", находивщихся севернее острова Большой Тютерс. Минные линии проверялись многократно, но лодку обнаружить на них не удалось.

«В этом сезоне мы решили проверить версию гибели М-96 на минных полях, расположенных южнее острова Большой Тютерс, непосредственно перед районом ее патрулирования. За десять дней экспедиции с помощью ГБО "Неман 100", предоставленного НИИП им. Тихомирова, была просканирована акватория финского залива на площади 195 квадратных километров. Это рекордная для нашей команды площадь, закрытая за один выход. При этом работать приходилось в сложных метеоусловиях. Погода на Балтике в начале июня оказалась очень нестабильна. Прогнозы ошибались с направлением и силой ветра зачастую на противоположную сторону. Вместо полного штиля нас встречала волна более метра и шквалистый ветер, от которых приходилось спешно прятаться за острова и пережидать непогоду под берегом, порой проводя ночь на якоре. Особенно запомнился день 8 июня, в течение которого на маршруте сканирования гроза непрерывно сопровождала наш катер, а молнии били со всех сторон, заставляя выключать всю радиоизлучающую аппаратуру, оставляя рабочим только гидролокатор бокового обзора.

Вопреки непогоде удалось проверить все минные поля, через которые могла проходить М-96 на своем курсе, за исключением двухмильной зоны вдоль границы с Эстонией, закрытой для плавания, но лодка не была обнаружена.

М-96 - последняя лодка в списке пропавших без вести в территориальных водах современной России. После её обнаружения можно будет сказать, что подводная война в российских территориальных водах окончена. Сегодня многие неравнодушные люди стараются помочь и приблизить этот момент. Мирослав Морозов в постоянном режиме уточнял архивную информацию, неравнодушная к истории и памяти балтийских подводников компания "Фертоинг" и Артём Мельников высылали поисковую команду и помогли закрыть часть района минного поля, уточняли полученную нами информацию и, в конце концов, сопоставив все имеющиеся на сегодня данные, утвердили нас в мысли, что на этом участке нахождение лодки маловероятно».