Поисковики отряда «Рубеж» рассказали об экспедиции по подъему самолета в Ельнинском районе

13.02.2020 г. | 891

«Об этом самолете стало известно несколько лет назад от местного жителя, который собирая грибы нашел у речки фрагмент обшивки самолета в зеленой краске с частью красной звезды….

Рядом с речкой была большая воронка, полностью залитая водой, - рассказал Дмитрий Вячеславович, боец отряда «Рубеж» и участник экспедиции, - весной прошлого года разведгруппа поискового отряда "Рубеж" выдвинулась для проверки информации в район деревни Н* Ельнинского района Смоленской области. Погода стояла отличная и мы практически сразу обнаружили место падения самолета. Поработав приборами и обнаружив многочисленные обломки дюраля, патрубков и других частей, мы убедились, что это наш советский истребитель и его еще никто не поднимал. Подготовка к этой экспедиции началась летом 2019 года. Было закуплено специальное снаряжение и проведено обучение будущих участников экспедиции; в конце сентября разведгруппа проекта выдвинулась в район проведения работ. Было выбрано место установки базового лагеря, обустроены подъездные пути к нему, также было заново проверено место падения самолёта, обнаружены многочисленные обломки обшивки, патрубков и других частей, что подтвердило, что это наш советский истребитель. К сожалению, не дал результата опрос жителей окрестных населённых пунктов: никаких сведений об упавшем в районе деревни самолёте получено не было, опрошенные либо родились уже после войны, либо пережили войну детьми, и сохранили только обрывочные, в основном бытовые воспоминания. В начале октября 2019 года, подготовив технику и снаряжение, участники поисковых отрядов "Рубеж", "Возвращение" и "Авангард" выдвинулись на место проведения экспедиции. Задача была непростая: из-за того, что воронка с самолётом вплотную примыкает к речке, и чтобы откачать из воронки воду, пришлось сооружать плотину. При помощи глубинных приборов и магнитометра мы определили местонахождение двигателя. Он лежит точно под руслом реки. Работа осложнялась ещё и тем, что все 9 дней шли непрерывные проливные дожди, уровень воды в реке поднялся сильнее, чем обычно, с постоянно прибывающей водой не справлялись даже две мощные грязевые мотопомпы. В результате нам с большим трудом всё-таки удалось достать несколько крупных фрагментов истребителя (предположительно МИГ -3) и лючок с номером. Также был обнаружен обрывок куртки пилота, что позволяет предположить, что останки лётчика находятся в воронке. Поэтому в будущем, если погодные условия когда-либо сложатся наиболее благоприятно (несколько недель сильного мороза зимой или очень сухое лето) мы планируем организовать еще одну экспедицию с привлечением более тяжёлой техники и попробовать всё-таки достать со дна воронки останки лётчика». Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.