Бессмертный дивизион. Как в Финском заливе ищут пропавшие подводные лодки времен Великой Отечественной войны

11.07.2019 г. | 39519

Несколько лет экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» ищет и находит в Финском заливе пропавшие подводные лодки. Сейчас идет поиск субмарины М-96. Репортаж Антона Цумана.

96-я пропала во время развед-похода в сентябре 1944 года. Из-за малого размера — всего 45 метров в длину — такие лодки так и называли — «Малютки». И тем сложнее сегодня её отыскать. Опускается сонар, всё готово к первому этапу работы. День первый, поехали.

Алексей Иванов — технический дайвер экспедиции. В этом походе отвечает за работу сонара. Взгляд прикован к экрану. Чувствительность устройства — 200 метров в каждую сторону. И чтобы получить полную картину дна на сравнительно небольшом участке, приходится «сонарить» не один день.

Эту лодку экспедиция «Поклон кораблям великой победы» обнаружила ещё в 2013 году. Это одна из 8 обнаруженных в этом районе за 6 лет. М-96 — единственная, которую ещё предстоит найти в российской части акватории финского залива. Как погибла подлодка, пока можно лишь гадать.

Вот так звучит эхо войны. Взрыв мины, обезвреженной современным тральщиком. Даже в километре от места взрыва ощущается сильный удар. Что уж говорить об экипажах субмарин, которые находились в самом эпицентре.

День второй. Командир экспедиции Константин Богданов получает задание проверить недавнюю находку — подлодку Щ-308. Её экспедиция обнаружила год назад, опутанную рыболовными сетями. Недавно сети были сняты, теперь предстоит оценить состояние объекта. Предстоит погружение по сложности сравнимое с выходом в космос.

Иван Боровиков на суще — программист. В экспедициях — один из подводных операторов. Тот, который дает возможность заглянуть с суши в таинственные воды Финского залива через объектив его камеры. Которую, упакованную в подводный бокс, так и тянет сравнить с морским животным.

Вместе с нами за морем пристально следит летописец экспедиции, фотограф Ольга Акулова. Сама ещё и как опытный дайвер объясняет: в экспедиции одинаково важны и тот, кто на глубине, и тот, кто на корабле.

Тем временем, поднимается шторм. И наш катер вынужден укрыться у острова Гогланд. Капитан Андрей Синицин про свой РК-311 так и говорит — о нем можно книгу писать. Как едва не порезанный на металл рабочий катер стал единственной на Северо-Западе базой для подводных экспедиций.

День 5. Второй день как наш РК прибит штормом к Гогланду. И самое время осмотреться на острове, который по праву называют передовой линией подводной войны на Балтике.

Линия противолодочных заграждений из 7,5 тысяч мин, от финского берега до эстонского. Именно этот рубеж стал последним для многих советских подлодок. Но тем, кому удавалось прорваться, всё равно выполняли боевые задачи. Как и наша М-96, которая не раз высаживала на занятый финскими войсками Гогланд разведывательные группы.

Командир экспедиции, пиар-специалист Константин Богданов, показывая нам остатки укреплений, говорит: эти следы войны могут увидеть многие. А вот подводная война на Балтике до недавнего времени была по большей части неизвестной. В этом и есть цель экспедиций — «Бессмертный полк» уже есть — нужно добавить «Бессмертный дивизион».

Кстати, для каждого из членов экспедиции поисковая деятельность не является основной профессией. Да, удается получать гранты, находить спонсоров. Всё остальное — чистый энтузиазм. Под девизом «Война не окончена, пока не похоронен последний солдат».

Да, не всех целей удается достичь сразу. Вот и в этой экспедиции тайну гибели подлодки М-96 раскрыть пока не удалось. Но поисковый сезон только начался, а значит уже в июле все снова возьмут отпуск, загрузят в РК провиант на пару недель, оборудование и снова отправятся в сторону Гогланда. Чтобы подводная война на Балтике, наконец, закончилась, а экипажи всех погибших там подлодок, пусть символически, но вернулись домой. 

Источник:https://topspb.tv/programs/stories/478036/?fbclid=IwAR2JK7r0HnMfeu-TqRcHxibGr9HyfCfYYdER1iF6pk0bq3HV8H-Ph2wA49c