Обнаружение С-12 ставит точку на трагической для подводных сил Краснознаменного Балтийского флота компании 43 годам

20.09.2018 г. | 24786

Активные действия советских субмарин на Балтике в 1942 году заставили противника принять меры к недопущению прорыва подводных лодок КБФ из Финского залива в открытую часть Балтийского моря на коммуникации, по которым в Германию поставлялось военное сырьё и стратегические материалы.

В самом начале весны 43 года, как только в западной части Финского залива растаял лед, началась уникальная операция по перекрытию залива двойной противолодочной металлической сетью на Нарген-Порккалаудском рубеже. Подходы к сети усиливались минными постановками и постоянным дежурством сил ПЛО противника. К 9 мая оборудование противолодочного рубежа было завершено. Помимо сетей противник установил, кроме уже имевшихся, 9834 мины и 11244 минных защитника, в том числе и на Гогландском рубеже на минном заграждении «Зееигель».

Готовясь к кампании 1943 года, штаб КБФ разработал план развертывания подводных лодок на вражеских коммуникациях и мероприятия по их прорыву в Балтийское море, однако он был построен на опыте действий предыдущего года и не учитывал усиление противолодочной обороны противника. Наличие противолодочных сетей командованием было установлено с помощью аэрофотосъемки только 6 июня.

Потери начались еще до начала развертывания подводных лодок. При переходе из Ленинграда в Кронштадт в условиях плохой видимости в ночь на 1 мая Щ-323 вышла за пределы протраленного фарватера на полмили и подорвалась на мине. Погибла большая часть экипажа, включая командира корабля.

Лодки первого эшелона были готовы к выходу в море к концу апреля, но из-за позднего вскрытия восточной части залива ото льда поход пришлось отложить. ПЛ Щ-303 и Щ-408 смогли выйти из Кронштадта на передовую базу Лавенсаари только в ночь на 7 мая. Первой на прорыв вышла Щ-303 В.И.Травкина. Подводной лодке удалось преодолеть Гогландский минный рубеж и добраться до Нарген-Порккалаудского заграждения, но пробиться через сети субмарина на смогла. На первом этапе похода подлодка один раз выходила на связь, но ее сообщение не было принято в базе. В результате командование Балтфлота решило, что лодка погибла, и отправило в море ПЛ Щ-408 П.С. Кузьмина. Щ-408 так же смогла преодолеть Гогландский рубеж, но единственная радиограмма от лодки П.С.Кузьмина была получена в начале суток 22 мая – «Атакован силами ПЛО, имею повреждения. Противник не дает заряжаться. Прошу помощи авиации. Мое место – Вайндло». После короткого, но жестокого десятиминутного боя подлодка вновь погрузилась, по сообщениям немцев – кормовой частью вниз, после чего лодка пропала. Советская авиация так и не смогла прорваться к гибнущей лодке.

Подводная лодка Щ-408 обнаружена, обследована и идентифицирована совместной поисковой экспедиции нашей команды и финской командой SubZone в районе о. Вайндло в апреле-мае 2016 года: http://uwex.org/projects/s408/ .

25 мая на Лавенсаари прибыли Щ-406 и С-12. Не дождавшись новых сообщений от Щ-408, 29 мая в свой последний поход ушла Щ-406. К этому моменту командование уже получило сообщение от Щ-303, в котором командир просил разрешения вернуться в базу из-за исчерпания запасов средств регенерации воздуха. 31 мая такое разрешение было дано и 8 июня лодка прибыла на Лавенсари, но выход Щ-406 не был остановлен. Щ-406 Е.Я. Осипова не смогла преодолеть Голландский противолодочный рубеж, подорвавшись на немецкой мине UMC минного заграждения «Зееигель». Она обнаружена нашей командой севернее острова Б. Тютерс в мае 2017 года:

http://uwex.org/projects/sch-406/ .

Изучив доклад командира Щ-303, единственной, вернувшейся из похода, командование КБФ решило предпринять еще одну попытку прорыва после окончания периода белых ночей на Балтике. Первой вышла С-12 А.А. Бащенко. 1 августа лодка передала радиограмму о том, что, преодолев Гогландский минный рубеж, зарядила батареи и находится у острова Кери. Больше на связь ПЛ не выходила. С-12 обнаружена и идентифицирована нашей командой совместно с финской командой «Дайверс оф зе Дарк» в сентябре 2018 года.

Следуещей на прорыв отправилась С-9 А.И. Мыльникова. Лодка успешно преодолела минные заграждения и попыталась торпедировать противолодочную сеть на Нарген-Порккалаудском рубеже, но результатов торпедной атаки не обнаружила. 10 августа субмарина доложила обстановку и получила добро на возвращение на базу. По дороге домой С-9 подорвалась на донной мине минного заграждения «Зееигель» и погибла. Обнаружена нашей командой в мае 2013 года в районе юго-восточнее о. Большой Тютерс: http://uwex.org/projects/c9/ .

Потеряв четыре подлодки, командование КБФ прекратило попытки прорыва за пределы Финского залива. Только в сентябре 1944 г., когда Финляндия вышла из войны, советские субмарины вновь смогли выйти в большую Балтику.

Текст – Разведывательно-водолазная команда

Фотографии С-12, автор - фото Янне Сухонен, "Дайверс оф зе Дарк"