Владимир Ступаков в рубрике «Герой дня»
Преподаватель ОБЖ из Москвы Владимир Ступаков создал поисковый отряд «Дозор» и вместе с учениками ищет бойцов, павших в годы ВОВ
«Я более 15 лет отслужил в Советской армии, работал в школе, потом в колледже. И сейчас более десяти лет преподаю ОБЖ в «Колледже № 20». В 2007-м году я создал поисковый отряд «Дозор». Поисковой деятельностью я сам занимаюсь лет 30. Когда я пришел работать в колледж, увидел детей, которым в жизни ничего не интересно, кроме компьютера и социальных сетей, настолько, что они буквально живут в этом виртуальном мире.
Они бесконечно играют в войнушки на компьютере. А поскольку войнушку я видел воочию, мне почему-то показалось, что было бы любопытно детям показать вообще хоть что-нибудь живое, настоящее, то, что они могут потрогать руками.
Об истории
Один из слоганов, один из девизов моего отношения к детям – это то, что историю нужно трогать руками. И я увидел, что в колледже ничего этого нет, а детям интересна только виртуальная жизнь. Я задавал им вопросы, обнаружил, что они не знают не только историю своей страны, они не знают даже историю своей семьи. И они начали задавать вопросы себе, своим родителям. Для многих было откровение узнать имя-отчество своего собственного деда или прапрадеда. Они узнавали, как Великая Отечественная война прошлась по их семьях, по близким. Дальше я предложил ребятам выехать на места боевых сражений.
Об отряде
И так по крупицам у нас собрался отряд «Дозор», объединение ребят, которым интересна история нашей страны. Мы перед выездами на места боевых сражений проходим основы теоретической подготовки, начальной военной подготовки, начальную парашютную подготовку, начальную стрелковую, проходим основы туристских и медицинских знаний. Кто-то из ребят так и остался на полях компьютерных сражений, а кто-то пошел дальше. За эти годы мы нашли останки 786 солдат. Нашли, подняли, перезахоронили. Почти у 200 человек удалось найти родственников. Это титаническая работа.
О студентах
За эти годы 285 студентов колледжа обучались в «Дозоре». Из них 17 ребят – трудных, которые до этого стояли на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Кто-то занимался в отряде год-два, кто-то все четыре. Некоторые и после окончания колледжа приходят, с нами выезжают на поисковые работы. В 2010 году нашу работу увидел и оценил генерал-полковник Чекалин, член Совета Федерации России. Он вручил нашему отряду Знамя отряда. Это было удивительнейшее событие.
О местах поиска
Выбор мест, куда ездим, довольно сложный. Экспедиционный сезон как правило в летний период. Поэтому зимой мы работаем в архивах. Много проблем с документами, с поиском мест, куда идти, ехать, искать. Мы ездили за эти годы в Карелию, Ленинградскую, Новгородскую, Смоленскую, Тверскую, Орловскую, Московскую, Калужскую области, а так же в Новую Москву – ТиНАО.
О самолете
Иногда получалось с ребятами ходить по тем местам, где могли воевать их прадеды. Кстати, у меня самого была удивительная история. Я нашел и поднимал останки самолета того самого полка, где работал механиком дед моей жены. Мы ведь не только солдат-пехотинцев ищем, но и разбившиеся самолеты. Это проект «Вахта памяти. Крылья Родины». И я своими руками принес найденные остатки этого самолета к деду на квартиру. Деду почти 90 лет было. Он узнал номера самолета, плакал, потому что самолет был из той самой эскадрильи. Вот так мне и моим детям повезло прикоснуться к живой истории. В отряде занимаются два моих сына, одному 15 лет, второму – 12. Оба они в отряде с шести лет. И они держали остатки самолета той эскадрильи, в которой летал их родной прадед!
О поисках
Самая большая находка у нас была – в прошлом году мы нашли в лесу забытое санитарное захоронение. Там оказались останки 116 бойцов. Оно было брошено в 42-м году. Это была удивительнейшая находка. Сейчас все материалы мы отправили в Главный военно-медицинский архив для идентификации захоронения и поиска фамилий павших.
О задаче
Задача любой работы с ребенком – в том, чтобы он стал человеком, наверное, чтобы нашел себя в этой жизни. Поэтому один из наших лозунгов: «Ищем павших – находим себя». Совсем не обязательно нашему выпускнику в армии служить. Важно, чтоб он просто понимал, что у него есть Отечество, что Отечество не может быть без семьи. Влияние всего отряда на ребенка огромно, при этом я ни в коем случае не преуменьшаю работу всех остальных коллег, педагогов, социума – люди меняются. Если они попадают в хорошее образовательное учреждение, они уже меняются. И это хорошо.
О дисциплине
Парней я учу разжигать костер с одной спички, помогать и защищать девочек. У нас армейский подход, армейская дисциплина. Но вот интересная статистика - 90% пришедших в начале учебы в отряд мальчиков уходят из отряда, не задерживаются. И 90% пришедших девочек остаются. Вот вам женская сила воли, женский стержень. Я студентам на занятиях говорю: «Ну, как у вас выходные прошли?». Они: «Мы в компьютерной игре перешли с седьмого уровня на восьмой». Я им: «О, круто! А мы ходили в тир, стреляли из настоящего боевого оружия». Потом снова спрашиваю: «Как эти выходные прошли?». Они: «Перешли с 17-го уровня на 46-й». Я: «Молодцы! Это очень поможет семье, да? Стать мужиком, сыном, отцом, мужем?» Вот так потихоньку пытаюсь до них достучаться.
Об участниках
Была у нас девочка, занималась все четыре года. Она сейчас работает специалистом Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, занимается с трудными подростками. Еще один мой ученик трудится на заводе, делает запчасти к космическим кораблям. Многие ребята пошли служить в полицию, в спецназ, ФСБ. Многие наши девочки уже счастливые мамы и жены. Года два назад в Кремлевском полку мы проводили мероприятие, передавали документы на солдата. Вдруг из зала крик: «Товарищ капитан, Владимир Владимирович!» Это мальчик, который был у меня в отряде, кричал. Оказывается, он служит в Президентском полку. Ко мне офицеры, командиры Кремлевского полка подошли с благодарностью, что хороший парень к ним пришел, уже готовый солдат, боец. А я и не знал, что он в этом Президентском полку. Было очень приятно.
Об инфантильности
Сейчас очень серьезная проблема в нашей стране – инфантильность мужчин. Это самое страшное. Есть мальчики 25-30 лет – маменькины сынки, навсегда оставшиеся детьми. На это просто больно смотреть. На этих пап в кавычках, которые с бутылкой пива стоят и «отпинывают» своего ребенка: «Отойди, не мешай!». На этих пап, которые не знают, как защитить семью, как ее обеспечить, как просто быть мужчиной в семье. Однажды мне мама одного ребенка сказала: «Нас четыре женщины в семье, мы-то знаем, как воспитывать мальчиков!» И увидев мое перекошенное лицо, она добросовестно перечисляла, что это она, ее старшая сестра, ее мама и сестра этого парня. И мальчик живет в семье, где четыре женщины. Они все несчастны, все пятеро, правда? Именно поэтому в нашем отряде мы учим мальчиков быть настоящими мужчинами.»
Источник:http://priderussia.ru/horosheedelo/vladimir-stupakov-sozdal-poiskovii-otryad-dozor