Поисковики ВППК «Последний бой» рассказали об экспедиции на месте гибели бомбардировщика ПЕ-2

06.09.2018 г. | 14665

Поисковики ВППК «Последний бой» Московской общественной организации «Поиск» рассказали о своей работе на месте гибели советского бомбардировщика Пе-2.

«Ещё полтора года назад в один из разведвыездов наши ребята набрели на пятачок, весь усеянный фрагментами алюминия и разными запчастями. Достаточно быстро стало ясно, что это фрагменты самолёта. Вскоре была найдена и яма, точнее, заплывшая крупная воронка. И в этой воронке звучал отчётливый сигнал чего-то крупного, металлического. Но не так просто оказалось добраться до этого сигнала. По ряду причин изначально было решено не привлекать технику, а попытаться справиться вручную», - поделился командир отряда Алексей Васильев.

«С каждым выездом становилось всё ясней, что силу поисковой лопаты мы переоценили, но каждая находка придавала нам энергию и вселяла надежду на успех. Уже были найдены десятки номерных деталей левого (предположительно) двигателя, установлен тип и модель самолёта - Пе-2, но по имевшимся номерам ничего дальше выяснить не удавалось. Было очевидно, что тот самый крупный объект - это второй двигатель. А это значит - новые номера и новые надежды. Во время одного из летних выездов было принято решение сменить лопаты на спецтехнику», - рассказал участник экспедиции Сергей Белкин.

«27 июля участники ВППК «Последний Бой» собрались ударным составом, чтобы завершить либо кардинально продвинуть давно начатое дело, а именно - продолжить глубинные работы по извлечению крупных фрагментов пикирующего бомбардировщика Пе-2, - продолжил Максим Сластихин, -экскаватор прибыл в субботу рано утром, а мы к этому времени как раз успели откачать воду из ямы, разжечь костёр и даже позавтракать. Через пару часов ковш вынул из ямы всю чавкающую жижу, которую мы до этого перелопачивали днями. Далее под нашим грамотным руководством экскаваторщик окопал вокруг двигатель и винт с единственной оставшейся лопастью. И спустя ещё час, мы уже толпились вокруг него, отыскивая заветные номера. Вместе с (предположительно правым) двигателем М-105РА на поверхность были подняты остатки винта ВИШ-61Б, фрагменты стойки шасси, подмоторной рамы и крупные куски мотогондолы».
«В результате подъёма этих запчастей мы получили номера второго мотора. И в скором времени, благодаря экспертам авиапоиска, номер самолёта был установлен. Процитирую выдержку из найденного документа:

"Приказ по 1 ВА от 6 сентября 1942 года № 0034

Нижепоименованные самолеты и моторы, утерянные за период с 20 по 31 августа 1942 года в частях 1 ВА, исключить из боевого состава самолето-моторного парка 1-й Воздушной армии:
- Пе-2 № 20\93 с моторами М-105ра №\№ 222-84 и 268-22, 261 БАП приказ № 082 по 204 БАД"
К нашему огромному сожалению, до сих пор не обнаружены документы 261-го БАП. И это касается, как нам известно, не только этой машины, но и другого самолёта того же полка, найденного в 2015-м году поисковиками из объединения «Тризна». Как и в их случае, мы пока что смогли сузить поиск информации до двух экипажей, потерянных 261-м БАП в августе 1942-го. Впереди ещё много архивной работы в ЦАМО по документам 204-й БАД и 1-й Воздушной Армии. Поиски останков экипажа на месте падения будут продолжены в ближайшее время. В ходе предыдущих выездов нам удалось обнаружить фрагментированные останки, кусочек нарукавной нашивки с крылом, пряжку от парашютной системы», - подвел итог Алексей Васильев.

Коллектив ВППК «Последний бой» выражают благодарность авиационным экспертам Борису Давыдову, Илье Прокофьеву и Сергею Каткову.