Разведывательно-водолазная команда обнаружила две советские "Щуки", погибшие во Вторую Мировую войну, в Финском заливе
Теперь официально: мы обнаружили и идентифицировали две советские подводные лодки класса "Щ": это Щ-320 (командир Вишневский Иван Макарович) и Щ-406 (командир - герой Советского Союза Осипов Евгений Яковлевич).
Обе лодки погибли при форсировании немецкого минного заграждения "Зееигель", лежат на глубинах 49 и 60 метров соответственно на удалении буквально 500 метров друг от друга в районе острова Большой Тютерс.
Щ-320 подорвалась на мине носовой частью корпуса в районе 1-2 отсеков, рядом лежат якоря от немецких мин и одна сохранившаяся немецкая мина. Видно, что командир пытался предпринять попытки уклониться от мины - руль лодки повернут налево. Вероятно, в кормовых отсеках после взрыва оставались живые члены экипажа - из правого кормового торпедного аппарата вытолкана торпеда, торчит на 3/4 корпуса (вероятно, перекосилась и заклинила в ТА).
Щ-406 подорвалась передней частью корпуса справа, пробоина находится почти полностью под грунтом и плохо доступна осмотру. Экипаж выжил и пытался покинуть лодку: открыт рубочный люк, приоткрыт кормовой аварийный люк. Из финских источников известно, что вскоре после предполагаемой даты гибели лодки к острову Кристисаари прибило тело подводника в спасательном оборудовании, он был похоронен на острове. Вероятнее всего, это был один из членов экипажа Щ-406: по течениям и розе ветров того времени тело вышедшего с лодки подводника должно было дрейфовать именно в этом направлении.
Сегодня на о. Гогланд священники Московской Духовной Академии отслужили панихиду по погибшим морякам. Во второй половине дня планируем отдать воинские почести и установить на лодках мемориальные таблички.
На фотографиях (фото - Olga Akulova, подводные фото - Иван Боровиков):
- рубка Щ-406
- приоткрытый аварийный люк Щ-406
- телеграфы и рубочный люк Щ-320
- немецкая мина у борта Щ-320
- фото с молебна на о. Гогланд
Участники экспедиции:
- руководитель Константин Богданов
- историк и дайвер Mikhail Ivanov
- специалист по сонаролокации Evgeniy Tutynin
- газблендер, дайвер, инженер Gaz On
- газблендер, дайвер Николай Фетисов
- кок Мария Иванова
- дайвер, духовник Иннокентий Ольховой
- дайвер, медиаэксперт Nick Kudryashov
- дайвер, исследователь Евгений Абрамов
- капитан РК-311 Андрей Синицын
English version:
Now official: we located, explored an identified two WWII Pike class Soviet subs, lost in Gulf of Finland in 1942 and 1943: Sch-320 (captain Vishnevsky Ivan Makarovich) and Sch-406 (captain Hero of Soviet Union Osipov Eugeny Yakovlevich). Both subs has been lost while attempting to break thru German minefield Seeigel, and laying at depths 49 and 60 msw respectively.
Sch-320 was hit by mine in front part of hull at 1 and 2 compartments. Anchors of German mines and one intact UMA mine are still laying at the bottom near sub's hull. It's now clear, that before explosion sub's captain tried to perform evasive maneurs to avoid collision with mines: vertical rudder of submarine turned full left. Part of the crewman survived explosion. We found torpedo sticking out from aft right torpedo tube: it was pushed out by crew members trying to escape from dying sub. Looks, that torpedo got stuck in the tube, leaving crew to die inside.
Sch-406 also hit mine by her front right side, most part of the hole is located under silt and cannot be seen. Crew members survived the explosion: main bridge hatch is fully open and aft emergency hatch is half-open. From Finnish archives it's known that few days after loss of Sch-406, Finns found body of Soviet submariner, wearing self-saving equipment at the shore of Ristisaari island. He was buried on that island. We checked winds and currents in that time around that region and believe, that he was one of Sch-406 crew members.
Priests from Moscow Theological Academy served burial praying at the point of location of lost subs and memorial plates has been installed on top of front guns at both Pikes.
We're planning to make a film about this expedition and subs destiny.
More photos and information coming soon.
On photos:
- bridge of Sch-406
- half-open emergency hatch of Sch-406
- telegraph and bridge hatch of Sch-320
- German UMI mine near submarine hull
- Burial praying ceremony at Gogland island
Первоисточник: https://www.facebook.com/uwex.org/posts/1817824285203248